В поиске дисциплины ты найдёшь свою Свободу (Бене Гессерит) | ||
главная рисунки фото проза стихи гостевая контакт | ||
Эссе Свобода! Сколько силы, истории человеческих переживаний в одном этом слове! Понятие его зачастую абстрактно, всеобъемлюще, и… не всегда понятно, что конкретно имеется в виду. Под девизом «За Свободу!» в разные этапы истории человечества подразумевали: 1. «Мы хотим столько же материальных благ и влияния, как у вас, чтобы не было неравенства!» или 2. «Избавьте нас от ограничений и притеснений общества!!» или даже 3. «Мы требуем права свободно высказывать свои мысли и развивать свою личность!!!» Но в любом из этих понятий желание человечеством свободы было сильнейшим стимулом для общественных преобразований. Общее значение слова «свобода» — отсутствие стеснений, ограничений, зависимости. Из множества оттенков я решила рассмотреть основные три: физическая, социальная и духовная свобода. Так, слова «свобода передвижения» можно истолковать как физическую или материальную способность, право, данное обществом, или общее психологическое состояние, позволяющее человеку легко менять место жительства. Все объяснения соответствуют понятию слова «свобода», но с разных точек зрения. «Не бывает свободен тот, кто раб есть плоти своей», — говорил Сенека. Еще на ранних стадиях развития человек впервые столкнулся с недостатком физической свободы: тело неспособно совершать некоторые действия (летать), зависит от множества факторов (еда, температура). Поэтому прогресс пошел в направлении увеличения физической свободы человека: изобретение новых приборов, искусственный синтез необходимых для жизни веществ и развитие коммуникаций открывают перед людьми новые возможности существовать, не заботясь о физических ограничениях. С другой стороны, человеческая деятельность в условиях большой свободы деятельности стесняет нас же физически — к подобным стеснениям относятся состояние окружающей среды, наркомания (ограничивающая свободу сразу в двух направлениях: появление зависимости и пагубное воздействие на функции человеческого тела и сознания.) Но с появлением государственности человечество столкнулось еще с одним типом несвободы — социальной. С этой точки зрение свобода — это превосходство прав человека над его обязанностями. Но так как главная цель создания управляемой общественной системы — распределение обязанностей между людьми, то каждый человек социально несвободен. Причина же общественных волнений заключалась в различном распределении прав и обязанностей, несоответствии свободы одного человека свободе другого. Поэтому для подавления недовольства с древних времен создавались разные способы создания зависимости: религия, законы и моральные нормы усиливали несвободу индивида относительно общества и государства. Но как ни странно, именно отсутствие социальной свободы создало стимулы для поиска духовной независимости отдельного человека от общества. Древнейшие известные системы самосовершенствования создавались именно в восточных деспотиях, где социальная несвобода была отражением физической; к ним относятся Хатха- и другие школы Йоги, включая египетскую, Таи Чи, Око Возрождения. Существует множество объяснений понятия «духовная свобода»: возможность человека проявлять свою волю, осознание законов общества и природы, независимость и отрешение от общества. Мне лично кажется наиболее приемлемым рассматривать свободу как уровень внутреннего равновесия в человеке, гармония с собой и окружающим миром. Чтобы обрести свободу, необходимо прежде всего отказаться от самообмана как наиболее разрушающего ограничения, накладываемого на человека им же самим. Один моральный кодекс говорит: «Ищи свободу — и станешь рабом своих вожделений. Ищи дисциплину — и ты найдешь свою свободу.» Иллюзия свободы — всего лишь очередной наркотик, на который особенно часто «подсаживается» молодежь: ведь понятие свободы включает в себя не только поступки, но и мысли, чувства, а также роль людей в обществе. — Сражающийся раб… подросток, поздно возвращающийся с дискотеки… неверный муж… преступник в тюрьме… Что общего между этими людьми? — Все они хотят быть свободными. Только вот понимают ли они свои желания, или просто ищут удовлетворения в единственном невысказанном слове, являющем для них идеал некого абстрактного образа? 2002
<< проза |
||